- РИКЁР ПОЛЬ
- (1913-2005) – французский философ, один из ведущих представителей феноменологической герменевтики. Профессор Сорбонны (Франция)и Чикагского университета (США), почётный доктор более 30 университетов мира, лауреат Премии Киото. Основные работы: «Очерки по герменевтике» (1969), «От текста к действию. Очерки по герменевтике – II» (1986), «В школе феноменологии» (1986). В отличие от традиционной феноменологии он переносит её проблематику в онтологическую плоскость: для него герменевтика не только метод познания, а способ бытия. Основное понятие – личность, поскольку она является местом рождения значений, дающих начало смыслу мира человеческой культуры. Он руководствуется регрессивно-прогрессивным методом, на основе которого пытается диалектически осмыслить явления в единстве трёх временных измерений (прошлого, настоящего и будущего). Только в единстве двух герменевтик – гегелевской и фрейдовской – он видит залог подлинной интерпретации. В интерпретации всегда присутствуют две герменевтики, которые имеют два разноплановых вектора: один – в сторону архаических образов, другой– к будущему, к возможному. В связи с этим он использует методологии археологии, телеологии и эсхатологии и соответствующие им дисциплины – психоанализ, феноменологию духа и феноменологию религии, которые представляют собой различные способы интерпретации. По его мнению, эти методы вполне совместимы. Философии как герменевтике надлежит соединить эти интерпретации и стать экзетезой всех значений, существующих в мире культуры. Дискурс у него обладает символической функцией. Он отличает философию языка от науки о языке. Науку о языке интересует замкнутая система знаков, а философия языка« прорывает» эту замкнутость в направлении бытия и исследует феномен языка как элемент обмена между структурой и событием. Ведущая роль в этом обменепринадлежит живому слову. Предлагая герменевтику в качестве истолкования (т.е. метода исторических наук), Рикёр уделяет большое внимание проблеме времени и его роли в интерпретации. Чтобы понять диалектику времени прошлого и настоящего, необходимо обратиться к третьему, глубинному времени – времени самого смысла, которое имеет отношение к семантической конструкции смысла. При объяснении историчности, свойственной смыслу, Рикёр обращаетсяк пониманию синхронии и диахронии Леви-Стросса, а также к различию языка и смысла Ф.де Соссюра. Он считает, что структурализм – это наука (поскольку он в своём анализе абстрагируется от личности), а герменевтика – философская дисциплина (поскольку она вторгается в круг понимания и связана с «понимающим мышлением» человека). Трактуя герменевтику как интерпретацию смыслов текстов культуры, он исследует структуру литературных произведений, где интерпретация рассматривается как способ включения индивида в целостный контекст культуры.
Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ. С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова. 2010.